Feb. 14th, 2010

"Сила его таланта обращена была на самого себя в меньшей степени, чем у любого другого художника, его объектом был "Сезанн-ставший-ландшафтом"... Сезанн решительно обрубал связь с воображением; непосредственность и мощь его эмоций, сила его любви к видимому миру подчинялись грандиозной, но отточенной как острие бритвы логике. Его творчество - самое прямое признание бесконечной цельности видимого мира, дань ему. Он не искал для своих полотен настроения, они не были эхом; со всем напряжением чувств и ума он пытался раскрыть, воссоздать самую сущность видимой структуры. Он отворачивался от случайной музыки вещей.
При этом живопись его нельзя назвать концептуальной, философствует он путём углубления в видимое, усложненяя. Наблюдаемая правда - света, пространства, цвета, тона и массы во всех мельчайших деталях их видимого проявления, не менее чем обобщения, становятся материалом его построений. "Инаковость" внешнего мира утверждается, а не умаляется организующим умом художника.
Его искусство нуждалось в постоянном наблюдении, в его полотнах - настойчивое отстранение от предварительного замысла, неослабевающая мысль, бдительность в каждом дюйме поверхности картины...
Так человек дышит свежим утром.. и если когда-нибудь свобода располагать своим временем станет доступна всем, то, возможно, эра крайней вульгарности уступит место более живому применению ума и сердца, и тогда произведения искусства, эпитомы всех созерцаний..., будут ценимы и поняты более, чем теперь....
Несмотря на через всю его жизнь пронесённое восхищение искусством Делакруа и пренебрежение к Энгру, работы Сезанна предстают перед нами как одно из достижений именно классического искусства, по крайней мере в некотором, причём в самом динамическом из всех возможных смысле, и мировой классики. В конечном счёте в этом отношении Сезанн и Ван Гог оказываются на противоположных полюсах...
И как же классик, который истово настаивает на "инаковости" внешнего мира, ведёт себя в моменты открытости ему, на прогулке? Вот что пишет Гаске (Gasquet):
"Первые бледные листочки трогали его несказанно. Ничто не оставляло его равнодушным. Он останавливался, чтобы разглядеть белую дорогу, облачко, плывущее над головой. Набрав пригоршню влажной земли, он крепко стискивал её, чтоб ощутить ближе и сильнее.. он пил воду из ручья"....
Его абстракции и даже искажения опирались изначально и непрерывно на эмоциональное, но медленное, до боли медленное вникание, рассмотрение чисто наружного qua чисто наружное.
Внезапное или концептуальное постижение наружного было чуждо ему. Воллар, говоря о 115 сеансах, которые он дал Сезанну для оставшегося незаконченным портрета, вспоминает, что необычно большую долю времени у Сезанна занимало вглядывание в модель..
Он отвергал в живописи поверхности сплошного цвета, и у мастеров прошлого, и у Гогена, который некоторое время считал себя учеником Сезанна. По словам Бернара, Сезанн отзывался очень резко о Гогене и находил его влияние губительным. Когда Бернар, пытаясь смягчить Сезанна, заметил, что Гоген чрезвычайно высоко ценит его и нередко ему подражает, Сезанн ответил недовольно: "Он никогда не понимал меня"..
Если вспомнить раннего Сезанна и всё, через что прошёл он с тех пор, можно понять его отвращение от Гогена и от того, как постимпрессионисты использовали его достижения..."

Adrian Stokes, "Inside out"

(Перевела очень плохо, неточно, надёргала, опустив много важного.. Надеюсь сделать это когда-нибудь добросовестнее и опрятнее, но вряд ли это случится скоро.)

.

Profile

gsm40

June 2013

S M T W T F S
      1
23 45678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 10th, 2025 01:02 am
Powered by Dreamwidth Studios